Термин "раннее развитие" многие воспринимают по-разному. Для кого-то это "лепка вундеркинда", для кого-то "издевательство над ребенком", для кого-то ...
Давайте договоримся, что Раннее развитие - это НЕ форсирование естественных процессов развития ребенка, а своевременное развитие его потенциальных возможностей, его - человека РАННЕГО возраста.
Раннее развитие - потому раннее, что призывает не дожидаться того момента, когда ребенку исполнится 3 или 5 лет, а заботиться о развитии его интеллектуальной и психоэмоциональной сферы начиная уже с момента, когда он только находится в животике у мамы. И уж тем более, когда он рождается на свет.
Не секрет, что первые годы в жизни человека являются наиболее ответственным периодом - когда закладываются все основные жизненные функции организма. Прямохождение, речь, мышление, характер, личностные качества...Именно в этот период происходит формирование мозга человека. Мозг проходит несколько стадий созревания, к трем годам созревает 75% нейронных структур, к 7 годам- 90%; к 7 годам процесс формирования мозговых структур практически полностью заканчивается. Эффективность процессов восприятия снижается на 80%! (Удивительно, но именно в 7 лет наши дети идут в школу - тогда, когда восприятие информации становится более трудным по сравнению с ранним возрастом :dntknw:
С каждым следующим годом формировать новые межнейронные связи мозгу все труднее и труднее. Мозг старого человека является закостенелым. "Пластичность" мозга (которая кроме интеллектуальной деятельности обеспечивает еще в старости и отсутствие инсультов) зависит от того количества межнейронных связей, которые формируются в течение первых лет жизни человека. Более того, к трем годам формируется ок.75% всех нейронных соединений - таким образом, возраст до трех лет- это период наиболее активного роста нейронных клеток. Японец Масару Ибука, знаменитый педагог и специалист в области ранней педагогики - так и назвал свою знаменитую книгу "После трех уже поздно!".
Развитие мозга ребенка обусловлено тем стимулирующим воздействием, которое мы ему обеспечиваем. Многие исследования доказывают, что человек, лишенный стимульных сигналов из внешнего мира, был бы полностью лишен психических функций. Если человека с рождения поместить в темную комнату и лишить сенсорных воздействий, то никакая генетическая программа не заставит его мозг развиваться. Человеку необходимы разнообразные зрительные, слузховые, тактильные и пр. ощущения. Кроме того, доказано, что взрослому человеку овладеть какой-либо деятельностью, не имея опыта этой деятельности в раннем возрасте - чрезвычайно трудно. Можно, но трудно. Гораздо проще выучить иностранный язык или научиться танцевать самбу, если в детстве у человека был опыт подобной деятельности. Ведь определенные структуры мозга уже сформированы и их нужно только задействовать. Гораздо проще идти по протоптанной дорожке, чем прорубать себе путь сквозь густые заросли. А по асфальтированному шоссе можно двигаться очень и очень быстро! Преподнося ребенку разнообразную зрительную, слуховую, тактильную...информацию - мы развиваем его мозг, мы создаем базу для всего последующего обучения и творческой деятельности, мы помогаем ему строить свои "асфальтированные дороги".
Вот для чего нужно раннее развитие. А не для того, чтобы ребенок читал в два года. Ребенку незачем читать в два года (хотя, поверьте, он будет с легкостью проделывать не только это:-)). И не для того, чтобы родители могли похвастаться перед соседями "А наш-то квадратные уравнения освоил!" Не для того, чтобы "был умнее других" или "не глупее других" (К слову, сравнивать детей вообще совершенно лишнее - ребенка развивать нужно не для того, чтобы он был "чуточку умнее остальных", а для того, чтобы он был умнее себя вчерашнего:-) )
Может ли раннее развитие нанести вред ребенку?
Ответ: Вред могут нанести только СПОСОБЫ воздействия на ребенка. Насилие, повышенные требования, форсирование событий, нежелание заботиться об интересе ребенка, неправильное использование методик - вот что наносит вред психике.
Вот тут хочу особо подчеркнуть для любителей ругать методики- не бывает плохих методик, бывают плохие учителя. Конечно, существуют методики, которые более предпочтительны для детей раннего возраста - для разговора о них лучше создать отдельные разделы:-) Но в целом, важно понять, что в любой методике есть рациональное зерно, из любой методики можно вынести что-то чрезвычайно полезное именно для вашего малыша. Неврозы у детей возникают не в результате "плохих методик", а в результате психолого-педагогической безграмотности взрослых.
Поэтому давайте думать не о том, "Учить или не учить?", а о том "КАК УЧИТЬ?"