Начну издалека...
История бюстгальтера
Появление бюстгальтера имело огромное значение: он освободил женщин от корсета, многие века наносившего непоправимый вред здоровью. Сложно назвать точную дату изобретения этой неотъемлемой сегодня части женского интимного туалета. Дело в том, что за историю человечества бюстгальтер изобретался несколько раз. Уже в эпоху Античности женщины носили вещи, похожие на бюстгальтер. На древних исторических памятниках, дошедших до нас, женщины изображены с обнаженным бюстом. Во время раскопок захоронений, которые проводились в окрестностях Сузы, были найдены `покрывала` для груди. Но ничто не указывает на то, что этот предмет одежды женщины носили регулярно. Возможно это всего лишь одна из деталей погребального наряда.
Крит
Примерно в 2100 году до Рождества Христова женщины носили открытый до пояса лиф, который оставлял грудь обнаженной. Костюм дополнялся кусочками кожи, которые визуально стройнили силуэт и делали грудь более объемной. К этому периоду можно отнести появление корсета.
Египет
Во втором тысячелетии египтянки носили что-то наподобие рабочей блузы, которая, не прикрывала грудь, а оставляла открытой, подчеркивая ее красоту.
Греция
Гречанки надевали корсет, который был зашнурован под грудью и оставлял ее неприкрытой. Так как ношение корсета и кринолина было запрещено, женщины одевали apodesme - небольшую ленточку, которую завязывали вокруг торса и которая поддерживала грудь во время передвижения. Со временем женщины начинают носить mastodeton - более узкий вариант apodesme. И в зависимости от того, на каком участке тела она крепилась, ее называли zona, strophium или cingulum.
Рим
Женщины Рима переняли у гречанок apodesme, изменив только название на mamillare, fascia, capitium и toenia. Fascia носили девушки, чтобы сдерживать рост груди. При помощи Mamillare утягивалась слишком пышная грудь. Наконец, Storphium служила только для поддержки груди.
Франция
На Триумфальной Арке (l`Arc de Triumphe d`Orange) можно увидеть одну фреску с изображением галльских женщин с голым торсом, одетых только в длинную юбку. Только после завоевания Галлии Цезарем, женщины стали носить бандо.
В 12 веке в моде появилась basqine (юбка национального костюма басконок), которая является разновидностью корсета из жесткой ткани, сдавливающей талию.
Век спустя на корсет надевали лиф (gourgandine).
В 14 веке пояс становится очень широкий и служит уже для поддержания груди. Тем не менее, этот аксессуар носят немногие женщины, так как в некоторых регионах Франции он запрещен.
Страсбургское постановление 1370 года требует, чтобы `все женщины поддерживали грудь либо рубашкой, либо зашнурованным платьем`. Во время правления Карла VII на грудь надевали треугольный отрез и легчайший газовый платок - gorgerette. Корсет же считался очень тесным, и его ношение было опасно деформацией грудной клетки. Амбруаз Паре впервые заметил, что ребра деформируются настолько, что задевают и атрофируют легкие.
После революции 1789 года корсет резко вышел из моды. Это было обосновано философскими и эстетическими доводами - подражание античности и тезисом Руссо о возвращении к природе. Грудь поддерживается косынкой, перехваченной под грудной клеткой. Во время правления Наполеона под платье надевали корсет `A la Ninon`. Но мода того времени вносит свои коррективы: корсетник Леруа изобретает первый корсет на косточках.
Бюстгальтер изобретали несколько раз. В современном понимании он появился в 1889 году, когда Эрмине Кадолль выставила в своей корсетной мастерской изделие, получившее название "le Bien-Etre", что в переводе означает "благополучие". Чашечки созданного бюстгальтера поддерживали две сатиновые ленты, а сзади вся эта конструкция прикреплялась к корсету.
В 1903 году в Парижской медицинской академии был опробован первый в мире бюстгальтер, автором которого была женщина-врач Гош Саро. Она изготовила его, разрезав пополам корсет: верхняя половина стала бюстгальтером, нижняя - поясом. Незадолго до этого Гош Саро разработала гигиенический дамский корсет, освободивший грудь и живот женщины и опиравшийся лишь на бедра.
ХХ век, а особенно период после 1-ой мировой войны - время свободы нравов. Женщины чувствуют себя очень комфортно в той одежде, которую носят. Корсет становится мягче и, в конце концов, повсеместно заменяется на бандо в форме бюстгальтера, которое женщины носили в Античности. В 1932 году форму бюстгальтера изменяют, акцентируя внимание на глубине чашек. В будущем великие кутюрье, такие как, например, Поль Пуаре, введут в моду бюстгальтер, как аксессуар женского белья, рекомендуя клиенткам носить его на голом теле.
США
На первых порах бюстгальтер довольно робко завоевывал позиции. Спустя десять лет после Гош Саро в Америке он был изобретен заново, и это было воспринято как открытие. В 1913 году одна из светских дам Америки, прямой потомок изобретателя парохода Фултона, Мэри Фелпс Джекобс, заставила свою горничную изготовить бюстгальтер из двух носовых платков и двух розовых ленточек. Собственно бюстгальтер состоял из эластичных полос шириной 3-10 см., число которых можно было менять в зависимости от объема груди. Она запатентовала свое изделие в 1915 году, дав ему название "бесспинный лифчик" (backless brassiere). Вначале бюстгальтер не пользовался успехом, но третий муж изобретательницы служил в корсетной фирме. Он предложил новинку своим хозяевам, которые благополучно приобрели изобретение Мэри Фелпс за пятнадцать тысяч долларов (огромные деньги по тем временам). А много лет спустя прародитель бюстгальтеров был оценен уже в 15 миллионов долларов.
Постепенно конструкция бюстгальтера совершенствуется. В 1935 году изготовители бюстгальтеров придумали подушечки, вставляющиеся в бюстгальтер и придающие женской груди пышность. В этот же период была введена нумерация чашечек от А до D.
В 1942 году у бюстгальтера появляются регулируемые бретели. А в 1986 в США открывается музей белья.
В 1992-1994 годах был изобретен приподнимающий грудь "чудо-лифчик" -Wonderbra - так назвало его британское издание журнала "Vogue".
В настоящее время многие модельеры усердно трудятся над усовершенствованием бюстгальтеров. Чего только не придумали они за последние годы: бесшовные бюстгальтеры, облегающие тело как вторая кожа, электронные бюстгальтеры для проведения маммографических исследований, бюстгальтеры с кранами для перекрытия грудного молока или бюстгальтеры- апликаторы, состоящие из одних чашечек.
Будем надеяться, что это не предел и нас еще удивят новыми конструкциями, материалами, дизайном.
История продолжается!
Разложим современные бюстгальтеры «по полочкам» — так удобнее рассматривать различные модели, благо их множество. Спортивные. По мнению медиков, во время тренировок грудь нуждается в особой заботе и «поддержке». В этом сезоне с ними согласны и модельеры — в тренажерные залы вернулись бюстгальтеры. Покрой выбирается «по профессиональной необходимости» — к примеру, спортивные линии от Triumph и Dim включают по 8 моделей, приспособленных к разным видам спорта. Общими видовыми отличиями спортивных моделей можно считать цельнокроенный фасон, эластичные «дышащие» материалы и отсутствие излишних украшений. Уменьшающие объем. Благодаря особому покрою такие бюстгальтеры «собирают» пышные формы. Впервые появились в 20-е годы, в период расцвета «арт деко». Тугой лифчик из плотных тканей формировал облик хрупкой, плоской барышни с короткой стрижкой.
Сегодня самые удачные модели этого типа можно отыскать у Playtex и Felina. Два перпендикулярных шва, проходящих через середину груди, делают ее более подтянутой. Чашечки полностью обхватывают грудь, а бретели располагаются строго по центру полушария. Тонкие вшитые косточки помогают груди «быть на высоте».
Кстати, моделируется не только объем, но и форма груди, которая у представительниц разных национальностей разная. Оказывается, у европейских женщин грудь полусферическая, у азиаток — коническая, чернокожие красавицы обладают грушевидной грудью.
Разные модели бюстгальтеров одной и той же фирмы и формируют грудь по-разному, по-иному. К примеру, бюстгальтер с горизонтальным швом удобнее для дам с широкой грудью, диагональный шов приподнимает отвисший бюст. Вертикальные швы и широко расставленные чашечки на жесткой дужке «разводят» близко расположенные пышные формы.
Корректирующие, или соблазнительные, призванные выставить любую грудь «в лучшем виде». Такой бюстгальтер позволяет женщине наилучшим образом подать свое природное достоинство — он чуть сдвигает и приподнимает грудь, зримо улучшая форму. Посередине чашечки, по косой к центру груди, проходит шов. Нижняя часть чашечки наполнена упругим материалом, который поднимает бюст на должную высоту. Современные производители белья предлагают три степени обмана. В первом случае «соблазнительный» бюстгальтер слегка приподнимает грудь (за счет особого кроя). Вторая ступенька к совершенству предусматривает увеличение объема на один размер (благодаря разумному использованию поролона в чашечках).
Обман третьей степени — это собственно бюстгальтер push-up, значительно изменяющий форму бюста и дополнительно наполненный мягким материалом. Грудь на глазах увеличивается и округляется. К слову сказать, подобная практика не нова. Накладные бюсты появились еще в XVIII столетии. В начале 50-х годов прошлого века старинная мода вновь всплыла на поверхность: красавицами тогда считались женщины крутобедрые и пышногрудые, а потому всем остальным приходилось носить лифчики с плотной поролоновой прокладкой, пишет delfi.ee.
Сегодня существует множество сравнительно честных способов компенсации не доданного природой. Помимо push-up, предусмотрены бюстгальтеры с драпировками из ткани или гелевыми подушечками. Последнее — нечто вроде бескровной пластической операции. Вместо того чтобы вшивать протезы с силиконом внутрь груди, можно ведь поместить капсулы с гелем и в бюстгальтер. На вид и на ощупь результат одинаков. К тому же гель массирует грудь при каждом движении, что благоприятно сказывается на тонусе кожи. Push-up последних поколений невероятно нарядны и красивы. Это скорее элемент одежды, который подбирается в тон платья, чтобы кокетливо или смело показаться в глубоком вырезе. Под прозрачную блузу можно выбрать бюстгальтер со стразами и блестками — сиять так сиять!
Невидимки. Они легки и скромны, но обладают великолепной поддержкой. Отличаются минимумом швов и гладкой фактурой. Надев такой бюстгальтер под обтягивающую вещь, совершенно не ощущаешь дискомфорта. Сверхплоские швы совершенно не чувствуются при соприкосновении белья с телом и не выделяются под тонкой эластичной майкой. Полное ощущение естественных форм. Некоторые модели обладают трансформирующимися бретелями (racerback). Согласно вашему желанию бретели лежат на плечах, скрещиваются на спине (под «американскую» пройму) или закрепляются почти на талии (под вечерние платья с декольте).
Особый вид — бюстгальтеры с силиконовыми, практически незаметными глазу бретельками. Их можно свободно надевать под самую открытую майку (спасение для носительниц пышных форм, желающих летом щеголять в топах с узкими плечиками).
Популярные открытые корсеты требуют белья вовсе без бретелек — balkonette, strapless или «анжелику». Хитрое приспособление, которое держится само и держит грудь благодаря жесткой конструкции косточек и высокой эластичности ткани, представляет собой горизонтальную полоску-«балкончик», в который наполовину погружена грудь. Визуально модель немного увеличивает бюст — создается впечатление, что бюстгальтер маловат. А женщинам с пышным бюстом подойдут balkonette с силиконовыми полосками по краю чашечек, что обеспечивает более плотное прилегание к груди.
И вовсе невидима особая клейкая лента телесного цвета, наклеенная под грудью и слегка ее приподнимающая.
Ласковые. Бюстгальтеры специально для молодых мам. Мягкие, но хорошо держащие форму, укрепленные, но не жесткие. У них удобная застежка спереди и хитрые приспособления на бретельках, снимающие с плеч тяжесть наполненной груди. Классические варианты — Nursing Bra от Playtex или вся продукция фирмы Anita.