О динамике и плавании, как правильно?
http://garmoniya.info/page.pl?part=chil … ge=zanatia
Ни для кого не секрет, что нынче очень модно заниматься с детками с самого раннего возраста динамической гимнастикой и плаванием. Я не зря говорю – модно и именно об этом хочу поговорить с вами. Почему? Потому что именно с таким отношением к упражнениям совершается родителями море ошибок – начиная от несоответствия занятий ритму и потребностям ребёнка и заканчивая прямым насилием, зачастую просто жестоким! – над телом и Личностью младенца.
Сразу скажу, что я сторонник и динамики, и плавания. В первоначальном задуме – это замечательные системы развития малыша. Кратко перечислю позитивные стороны занятий.
Итак, динамика:
- работа всех мышц ребенка, их развитие и укрепление
- развитие вестибулярного аппарата
- общее укрепление всего организма, в том числе внутренних органов (например, динамичным деткам легче и быстрее удаётся расстаться с коликами)
- развитие суставов (актуально в свете нынешней эпидемии дисплазий)
- здоровый тонус организма
Плавание:
- отработка рефлекса задержки дыхания – ребёнок защищён от глупой гибели в ложке воды
- в воде в состоянии невесомости ребёнку доступен куда больший спектр движений, чем на суше, что благотворно влияет на его физическое и психическое развитие
- в воде высвобождается огромное количество энергии, затрачиваемое на суше на преодоление гравитации; освободившаяся энергия используется на нужды организма – очищение, оздоровление
- ежедневное плавание в прохладной воде - отличный щадящий способ закаливания
- погружение в воду действует, как мягкий стимулирующий массаж всего тела, что весьма благотворно влияет на нервную систему, сердечно-сосудистое кровообращение, увеличивает глубину дыхания.
Результат:
- высокая и бодрая двигательная активность ребёнка, прямо влияющая на развитие его мозга
- ребёнок раньше овладевает своими мышцами – сидит, ползёт, встаёт – а это значит, что уменьшается период пассивного изучения мира и приближается возможность активного самостоятельного познания
- хороший вестибулярный аппарат, координация – опять же, больше возможностей для развития
- улучшенное дыхание, кровообращение, функционирование внутренних органов
Вот так немного о физиологических преимуществах занятий Пользу физической культуры для взрослого человека вряд ли кому придёт в голову отрицать, верно ведь? Малыш нуждается в ней ещё больше, ведь ему нужно развиваться и расти - здоровым.
А вот теперь о самом главном. Несмотря на всю полезность динамики и плавания – они не должны становиться самоцелью!!! Преимущества занятий, перечисленные выше – замечательны, но – вторичны. Первичный мотив занятий с ребёнком – любых, не только гимнастикой и акватренингом – радость и взаимное удовольствие от общения!!!
Если не выполняется это важнейшее условие – все остальные пользы просто теряют смысл.
Мотив взаимной радости и удовольствия предполагает придерживаться таких принципов:
1. Занятия проводятся тогда, когда этого хочет ребёнок – он не голоден, бодрствует, внимание направлено на внешний мир (из состояния самосозерцания вырывать ребёнка нельзя!).
2. Родитель спокоен, уверен, в хорошем расположении духа, внимание и мысли включены только на ребёнка.
3. Упражнения, вызывающие панический страх или сильные сомнения у родителя, - не выполняются.
4. Ребёнок – не объект для воздействий, хотя на физическом уровне сознательное участие малыша в занятиях – незначительно. Ребёнок – полноценный участник ваших совместных занятий, именно поэтому нужно рассказать ему очень подробно о том, что вы сейчас будете делать, о своих мотивах, настроении, ожиданиях, описывать ему суть каждого упражнения до выполнения или в процессе. Если вы будете внимательны к нему, то очень быстро увидите, что кроха всё понимает и даже даёт обратную связь!
5. Занятия прекращаются с первым писком или недовольной гримасой малыша – наблюдение за состоянием и настроением ребёнка обязательно!
Первые четыре принципа довольно просты и понятны. На пятом хочу остановиться подробнее, потому что он не всегда понятен на практике. Например, бывают детки, которые начинают писк уже при захвате, даже простенький вис – не воспринимается. Что делать в этом случае, ставить крест на упражнениях? Нет, просто нужна постепенность. Стоит для начала убедиться, что первые четыре условия соблюдены. Если вы уверены, что всё в порядке, значит, начинаем с самого малого. Когда малыш наиболее бодр и весел, вкладываем ему пальцы в ручки, без попыток сделать захват. Пробуем несколько раз в течение дня. Всё нормально? На следующий день попробуем мягко обхватить его ручки. Пищит – отпустили, просто вкладываем пальчики. Не пищит – пробуем ещё несколько раз в течение дня. На следующий день – обхватываем сильнее, но всё ещё не тянем. Смотрим на реакцию. И так далее
Такая постепенность очень благотворна и для тревожных родителей – делаем только то, что не страшно.
Следим за мимикой маленького гимнаста – радость, удовольствие, усердие, любопытство, удивление – замечательно! Но уже недоумение – сигнал о непорядке. А уж огорчение, обида, расстройство – без вариантов. Важно окончить непонравившееся упражнение мягко, сообщая малышу свою уверенность и спокойствие – «Я думаю, ты сумеешь делать это упражнение позже, а если нет – значит, оно нам не нужно » Жалость тут ни при чём. Уже в этом раннем возрасте у человека начинает формироваться отношение к неудачам – дайте ему понять, что это не катастрофа, а просто временные сложности, вполне преодолимые в недалёком будущем.
У плавания тоже есть свой нюанс. Для начала занятий обязательна расслабленность в воде и удовольствие от просто купания. Это исходное положение. Из него начинаем пробовать плавать и в него же возвращаемся, если что-то не понравилось. Возвратиться в исходное положение означает, что не нужно выдёргивать ребёнка из воды при писке, а нужно просто вернуть его в комфортное положение в воде. Так мы поступаем для того, чтобы неудовольствие от упражнения ассоциировалось только с упражнением, но никак не с водой, купанием в целом.
Некоторые родители предпочитают приглашать инструктора. Это допустимо лишь в том случае, если инструктор – всего лишь помощник, а ведущая роль за родителями. Что лучше вашему малышу и что он уже может и готов делать – знаете только вы. Инструктор может лишь поддержать вас в ваших ощущениях, уточнить некоторые методические моменты, создать вам своим присутствием чувство спокойствия и уверенности. Если вы решили пригласить инструктора, обязательно расскажите о нём малышу и познакомьте с ним. Если инструктор не нравится малышу – это веский повод для окончания контакта. То, что хороший инструктор должен дождаться пробуждения и включения внимания малыша, думаю, понятно.
И ещё раз об удовольствии. Мы живём в этом мире ради удовольствия. Почему? Потому что любые блага – будь-то раннее физическое развитие или ещё что-либо – нужны нам для чего-то, а удовольствие ценно само по себе. Странно и нелепо лишать ребёнка удовольствия от каждой секунды его жизни ради каких-то переходящих благ. Более того, наша задача как родителей – создать ребёнку возможности для максимального удовольствия от жизни, научить его находить удовольствие во всём – в отдыхе и нагрузках, в успехах и преодолении трудностей, в общении и взаимодействии. Именно поэтому удовольствие от занятий должно оставаться самой оберегаемой позицией. Любое навязываемое малышу с не-удовольствием действие оставляет отпечаток в его созревающей психике. И если вам нечем похвастаться в физическом развитии вашего довольного ребёнка – это ерунда по сравнению с грузом страхов и комплексов, выносимых в жизнь изнасилованным занятиями человечком.
Динамика и плавание могут приносить малышу и вам море удовольствия и пользы. Лучшим подтверждением этому есть много раз слышанный мною весёлый заливистый смех маленьких акробатов и пловцов. Совместные с малышом занятия способствуют укреплению контакта, глубокой связи, взаимопонимания и активного взаимодействия ребёнка и родителей. Я искренне желаю вам мудрости, чуткости и гибкой настойчивости в занятиях с вашей любимой деткой!
Рада буду помочь вам справиться с трудностями.
Пишите и звоните 8-050-687-31-16 мне
Марина Ерко