5 самых известных духов 20-го века
В мире есть всего несколько парфюмерных шедевров, которые выдержали проверку временем и до сих пор любимы многими женщинами независимо от возраста или национальной принадлежности.
Самыми знаменитыми являются, конечно, легендарные духи "Шанель N5" (Chanel N5). Будучи совместным творением Коко Шанель (Coco Chanel) и парфюмера Ернеста Бо (Ernest Beaux), "N5" имеет и свою историю.
Мадемуазель Шанель сама отбирала понравившиеся композиции, пока не нашла то, что хотела - отражение образа женщины "от Шанель". Во время одной из проб она выбрала наугад флакончик с номером 5 и запах ей очень понравился. Так случилось, что своей счастливой цифрой Шанель также считала 5, именно поэтому духи получили такое название. Но "N5" знамениты в мире парфюмерии не этим, а своей необычной, революционной композицией - в них концентрация синтетических веществ - альдегидов - была очень высока, что было неслыханно для того времени.
Сама композиция духов является очень простой, что однако не мешает им проявлять все свои ноты в роскошном букете. Это и иланг-иланг с Коморских островов, и цветок апельсинового дерева, за которыми следует сочетание жасмина с полей Грасса и майской розы, дополненные альдегидами. В глубине - сандаловое дерево из Майсора и бурбонский ветивер, дающие духам их особый характер.
Самым "старым" из существующих и по сей день ароматов является, пожалуй, "Жики" (Jicky) знаменитого парфюмерного дома Герлен (Guerlain). В 1860 году Эме Герлен, сын Пьер-Франсуа-Паскаля Герлен, отправляется в Англию на учебу. Через несколько лет, после смерти отца, Эме приходится вернуться во Францию, чтобы помогать своему брату Габриэлю управлять парфюмерным производством. Но в Англии остается его возлюбленная, которую зовут Жики, и с которой он никогда больше не увидится... Эта любовь и вдохновит юного парфюмера на создание знаменитых духов - Jicky de Guerlain.
Ведь в "Жики" впервые были соединены натуральные и синтетические компоненты. Синтетическими являлись ванилин (синтезирован Лэр и Реймером в 1876 г.), который дает более сильный и устойчивый запах, и кумарин (выделен из бобов тонка химиком Перкин в 1868 г.), дающий свежесть и динамизм. Композиция "Жики" такова: верхние цитрусовые свежие ноты - лимон, бергамот, лаванда (ванилин); пикантные мята, вербена, майоран, тимьян. Затем тонизирующие свежескошенное сено, розмарин и базилик. Средние ноты - жасмин и розовое дерево; в основании - радикальные и интенсивные опопонакс, бобы тонка (кумарин), сандаловое дерево и животный запах цибет (выделение желез цибетовой кошки).
Аромат относится к семейству папоротниковых, доминирующим аккордом является полу-восточный и ароматический. Сочетание лаванда-сено-бергамот делало "Жики" привлекательными для многих мужчин вследствие их авангардного по тем временам запаха. Но все же они стали женскими, что привело и к соответствующим модификациям флакона.
Классическим (восточным) ароматом стали духи "Шалимар" (Shalimar), созданные Жаком Герлен в 1925 году. "Шалимар" - это легенда о любви индийского шаха и его наложницы в садах Шринагара. Это одни из первых духов с типично восточными нотами. В них присутствуют цитрусовые ноты, пышные цветы и сладкие, дурманящие восточные запахи ладана и ванили (жасмин из Грасса, роза, лимон, бергамот, бобы тонка, пахучая смола опопонакс, женственная и сладострастная ваниль, ирис). Долгое время "Шалимар" оставался без изменений - изящный флакон из хрусталя Баккара.
История современной парфюмерии никогда не будет полной без мифических духов Жана Пату (Jean Patou) "Радость" (Joy).
В 1929 году биржевой крах привел к тому, что многие клиентки французского кутюрье Жана Пату больше не могли позволить себе наряды Высокой Моды. Но именно в такое трудное экономическое время Пату решает сделать подарок своим верным поклонницам: создать духи. И не просто духи, а единственные в своем роде, настоящий "парфюм", самый дорогой в мире. Эти духи должны были стать квинтэссенцией изысканности и роскоши, неподвластными времени, исключительными во всем.
Все великолепие духов заключено в трех буквах их английского названия: JOY (название было выбрано в честь американок, которые составляли большую часть клиентов дома Пату и в частности одной из них по имени Джой). Композиция духов: цветочный букет. Сладкий, чистый и деликатный аромат, аромат роскоши и изящества (парфюмер - Анри Альмерас). Духи раскрываются запахом розы - болгарской и майской, а также жасмина с полей Грасса. Это цветы лучших сортов, несравненного качества, самые дорогие. Для производства всего одной унции экстракта необходимы 10600 цветков жасмина и более 300 роз. Именно поэтому "Joy" являются настолько концентрированными. Вокруг цветов группируются несколько пряная орхидея и дурманящий иланг-иланг. В основании - тубероза, сандаловое дерево, мускус и животный запах цибетовой кошки. Флакон духов сделан из цельного куска хрусталя - словно драгоценный камень. Шедевр декоратора Луи Сю, работавшего с Жаном Пату.
Футляр каждого такого флакона богато украшен золотом и отделан внутри дорогой тканью.
Youth Dew или "Роса юности" от Эсте Лаудер (Estee Lauder) является первыми американскими духами 20-го столетия. Эсте Лаудер же хотела демократизировать парфюмерию, создав аромат, доступный для всех.
Существует легенда, что Эсте Лаудер была вдохновлена при творении Youth Dew формулой аромата, который был когда-то составлен для русской принцессы.
Особенностью духов Youth Dew также является то, что в оригинале концентрация масла составляла 70%! Это очень пышные, "долгоиграющие" духи для уверенной в себе женщины, которая хотела бы быть всеми замечена из-за пахучего шлейфа, придающего ей загадочность и соблазнительность.
Youth Dew - это цветочно-амбровый аромат. Верхние ноты - апельсиновые и фруктовые - состоят из ароматов апельсина, бергамота и персика, за ними следуют скромные цветы - гиацинт, ромашка и листья герани; в сердцевине - роза, жасмин, орхидея, подкрепленные такими пряностями как душистая гвоздика и корица; в основании - ветивер, пачули, опопонакс и сандаловое дерево, восточные амбра, мускус, бурбонская ваниль, ладан и ароматическая смола.
Флакон выполнен в стиле ар-деко, со "складками", напоминающими платье из плиссе, украшенное золотой тесьмой. Как и его содержимое, флакон производит революцию, заменив обычную крышку разбрызгивателем. Дизайн флакона не менялся ни разу за 50 лет своего существования.