последние 30 сообщений Сделать стартовой Добавить в Избранное

*сНежный форум* - территория отдыха для всей семьи!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Кормления По Требованию

Сообщений 1 страница 5 из 5

1

Часто можно слышать от кормящей мамы: "Я кормлю по требованию, мой малыш требует грудь каждые 3,5 часа." Или:" Я всегда кормила по требованию. В год у нас было уже 1 кормление вечером, и мой ребенок спокойно отказался от груди."

Прежде чем говорить о требовании ребенка надо выяснить, что имеется в виду у современных женщин, когда они говорят - "я кормлю грудью". Современные мамы считают прикладывание к груди необходимым для кормления ребенка. Именно для кормления. Грудное молоко - еда, мама поставляет ребенку питательные вещества, необходимые для роста и развития. Когда ребенок сосет грудь, он ест. В грудное вскармливание вкладывается смысл только как в процесс поставки белков, жиров, углеводов витаминов и микроэлементов.

Ребенок во время сосания, с материнским молоком получает необходимые ему питательные вещества. Это безусловная истина. Есть еще одна безусловная истина, которой в современном обществе не придается никакого значения, она не учитывается и не рассматривается. Сосание для ребенка - это общение с матерью.

Надо разобраться, а как ребенок понимает кормление по требованию? Может ли он вообще что-нибудь понимать? Есть ли для него разница, как его кормят, по 15-20 минут через 3,5 часа или как-то по-другому?

Кормление по требованию новорожденного ребенка означает прикладывание его к груди на каждый писк или поисковые движения. Писк и поисковые движения у новорожденных даже уже вторых - третьих суток жизни начинают проявляться гораздо чаще, чем через 3,5 или 2,5 часа. Потребность в прикладываниях быстро увеличивается и к 10-12 дню жизни потребность приложиться у ребенка может возникать 15-16 и больше раз в сутки. Прикладывания различны по продолжительности. Малыш может заснуть и спать посасывая в течение, например, 1,5-2 часов. Может отпустить грудь через 1-2 минуты. И тут же попросить ее снова. Зачем же ребенку такие частые контакты с маминой грудью?

Вот зачем. Находясь в животе у матери, в спокойной, привычной обстановке, слушая шумы маминого организма, находясь в теплом, тесном, замкнутом пространстве, малыш сосал кулачок, пальчики, петли пуповины, глотал околоплодные воды. Учился сосать и глотать. После рождения, испытывая дискомфорт по любому, самому незначительному поводу, малыш пытается от него избавиться. Избавиться от дискомфорта можно, попав в привычные условия комфортного пребывания. Единственное место, где малыш после рождения может почувствовать привычные для него ощущения, находится на руках у матери. Единственное знакомое действие - сосание. Единственный знакомый вкус и запах - вкус и запах молока и смазки околососкового кружка. Молоко и смазка имеют запах и вкус похожие на вкус и запах околоплодных вод. Поэтому, испытывая дискомфорт, малыш пищит, или начинает искать ртом предмет для сосания. В идеальном варианте его тут же прикладывают к груди. Малышу становится тепло, тесно, он слышит стук маминого сердца, дыхание, бурчание в кишечнике, он сосет и ощущает знакомый вкус и запах. Если такое действие случается постоянно, малыш обретает уверенность, что бы ни произошло, он решит у мамы все свои проблемы. Место утешения теперь находится под грудью, а сосать можно грудь.

Весь этот процесс оправдан с биологической точки зрения. Новорожденный ребенок не ощущает чувство голода, это чувство у него не сформировано. Оно начнет формироваться примерно с двухмесячного возраста. Как же накормить существо, которое не испытывает голода?! Как побудить его совершать какие-то действия для получения пищи? Это можно сделать, только за счет каких-то других стимулов. Этим стимулом для новорожденного является постоянный телесный дискомфорт, благодаря которому он все время хочет сосать! Самое интенсивное, частое и продолжительное сосание у младенцев наблюдается в первые два, три месяца жизни. Именно в эти первые месяцы происходит основная прибавка в весе младенца.

Как же выглядит кормление малыша по требованию в возрасте один месяц?

Малыш засыпает с грудью во рту, какое-то время спит посасывая. Заснув глубоко, отпускает грудь. Проспав некоторое время, он просыпается, и прикладывается при пробуждении. После сна он может некоторое время бодрствовать, например, час - полтора. Во время бодрствования он может ощутить 2-3 раза дискомфорт, например, от вполне естественного желания пописать, и призвав маму на помощь, приложившись на пару минут, сделает свои делишки. Потом он захочет спать , ощутит дискомфорт и, приложившись к груди, опять уснет посасывая. Через какое-то время он проснется и приложится опять. Потом снова немножко "погуляет". И через какое-то время опять уснет у груди. Дневные сны месячного ребенка, кормящегося по требованию, различны по продолжительности и по количеству. Снов может быть 4-6 в течение дня, и продолжаться они могут от 5-15 минут до 2-2,5 иногда 3х часов. "Вокруг" каждого сна малыш прикладывается к груди и прикладывается между снами несколько раз. На ночь ребенок засыпает у груди. Обычно в под утренние часы начинает возится и прикладываться. Под утро он почти никогда полностью не просыпается. Малыш спит, время от времени посасывая мамину грудь. Просыпаясь утром, малыш опять прикладывается к груди. Если посчитать все случившиеся прикладывания у малыша месячного возраста, то получается примерно 16-20 прикладываний. Так ведет себя новорожденный человеческий детеныш, если ему дается возможность вести себя в соответствии с физиологическими и психологическими потребностями, заложенными, кстати сказать, генетически. Ребенок первых месяцев жизни не отделяет свою личность от личности матери и от ее груди. Мама и ее грудь, и все что с ними связано, являются вселенной малыша и им самим.

В большинстве случаев, современная женщина, боясь "приучить ребенка к рукам" стремиться ограничивать его просьбы в сосании. На помощь в этом деле ей приходят пустышка и бутылочка с чайком или водичкой. Их тоже можно сосать: Потребность в сосании вроде бы удовлетворена. Но только не удовлетворена потребность в общении с матерью во время сосания, разрушена своеобразная цепочка взаимопомощи и сотрудничества между мамой и малышом, нарушается формирование материнской привязанности и сосредоточенности. Заметна ли для читателя разница в двух действиях: малыш заплакал, мама взяла его, приложила к груди и начала покачивать или дала ему пустышку и начала покачивать коляску, пусть даже и со словами "Ну что ты плачешь, мое солнышко?"

Современная женщина, дающая пустышку и качающая коляску, не является плохим человеком, сознательно причиняющим вред младенцу. Она просто находится в плену предрассудков, касающихся отношений между матерью и малышом. Она не знает, как вести себя правильно, не знает, что нужно делать в соответствии с природными потребностями ребенка. Если ей рассказать , что ребенку нужно на самом деле, она в ужасе воскликнет: "Это что же, с рук его не спускать?! "Действительно, ребенка первых месяцев жизни необходимо не спускать с рук. Для женщины, не умеющей удобно носить ребенка, и не умеющей кормить его в различных позах (сидя, лежа, стоя и даже двигаясь) это может оказаться очень трудно. Особенно, если она не уверенна в правильности своих действий.

Действие, которое должно стать автоматическим для мамы новорожденного: при плаче ребенка или другом выражении беспокойства - приложить малыша груди.

Малыш растет. У него начинает формироваться довольно устойчивый ритм дневных снов и малыш 3-4 месяцев ведет себя уже совсем не так, как новорожденный. Кормления по требованию в этом возрасте выглядят примерно так:

В три месяца у малыша 10-12 кормлений в течение дня и 2-4 ночью. Остаются частые прикладывания на непродолжительное время, но их число сокращается. Может появиться длительный ночной перерыв в кормлениях, примерно 5 часов, но это бывает очень редко. Гораздо чаще ночной перерыв составляет 2,5-3,5 часа. К этому возрасту тело младенца заметно округляется.

В четыре месяца малыш начинает заметно реже прикладываться к груди. Основные кормления связаны со сном: ребенок сосет перед сном, во время пробуждения и во время сна, как дневного, так и ночного. В связи с этим у него появляется довольно точный режим кормлений.

В пять месяцев у малыша бывает 8-10 дневных кормлений и 2-3 ночных, прикладывания также как и на четвертом месяце жизни, организуются около снов - малыш ест, укладываясь спать и во время пробуждения.

В шесть месяцев изменяется режим кормлений. Наиболее активное сосание смещается на последние 2-3 часа перед пробуждением после ночного сна. Период дневного бодрствования можно условно разделить на два периода: утренний, когда насосавшийся за ночь малыш редко прикладывается к груди, и вечер, когда прикладывания становятся очень частыми. В общей сложности может быть 7-10 дневных кормлений и 3-4 ночных. В этом возрасте у малыша начинается период знакомства с новой пищей - педагогический прикорм. Появляются прикладывания, связанные с введением прикорма, малыш "запивает"маминым молочком пробы новой пищи. Когда ребенку, кормящемуся по требованию, начинают вводить прикорм, никогда не имеется в виду замещение кормлений прикормами. Это невозможно практически, т.к. основные кормления у малыша связаны со сном, а мамины завтраки, обеды и ужины, во время которых малыш знакомится с новой пищей, располагаются между снами малыша, во время его бодрствования.

В семь месяцев частота прикладываний примерно такая же.

В восемь месяцев меняется режим кормлений. Поскольку малыш проявляет высокую двигательную активность и очень занят освоением окружающего пространства, в дневное время он забывает приложится к груди. В связи с этим число дневных кормлений может сократиться до 6-8 раз. Сокращение дневных кормлений малыш компенсирует за счет увеличения частоты и продолжительности ночных кормлений до 6 раз.

В девять- десять месяцев учащаются прикладывания к груди. В дневное время это 4-6 полноценных кормлений и примерно столько же прикладываний по разным поводам. У малыша появляются новые поводы для прикладывания. Если во время активных действий по освоению мира малыш набивает шишку или пугается, он успокаивается с маминой грудью. Могут быть ситуации, когда утешить малыша можно присев рядом с ним, и обняв. В ночное время сохраняется 4-6 кормлений, более активно малыш начинает сосать грудь под утро в период между 3 и 8 часами.

В одиннадцать месяцев у малыша уже может быть 2-3 полноценных прикорма. Приобщение к пище взрослых в сознании ребенка не связано с грудным вскармливанием: прикладывания к материнской груди это нечто иное, чем стремление насытиться понравившимся продуктом. Как правило, после того, как малыш поел, он испытывает необходимость приложиться к груди. Число дневных кормлений сохраняется у ребенка прежним, но увеличивается число кратковременных прикладываний. Сохраняются активные подутренние кормления между 4 и 8 часами утра.

В десять-двенадцать месяцев малыш, если он уже ходит, иногда может прикладываться к груди каждый раз, когда подходит к маме, т.е. примерно каждые 15-30 минут. Сохраняются прикладывания вокруг снов и ночное сосание. Поэтому, если мама говорит, что в год ребенок сосет один-два раза в сутки, это значит, что кормления по требованию ребенка там нет. Там есть введенные со стороны мамы ограничения, с которыми малыш смирился. Он относится к сосанию груди, как к еде, для засыпания или успокоения сосет пустышку или пальчик, или засыпает просто так, ничем не успокаиваясь.

В двенадцать месяцев малыш прикладывается примерно также.

В возрасте полутора лет может оставаться уже один дневной сон, поэтому прикладываний, связанных со сном становится меньше. Сохраняется под утреннее сосание. Малыш очень свободно обращается с маминой грудью. Иногда бывает, что он подходит пососать просто из удовольствия. Например, так это делает сын моей подруги: подходит, лезет на колени, заглядывает маме в лицо, улыбается, начинает копошиться в рубашке, получает грудь, улыбается груди, присасывается секунд на 30 и уходит.

Что касается числа кормлений в сутки при кормлении ребенка по требованию, то их число практически никогда не бывает меньше 12. У новорожденного прикладываний 12 и больше, в основном они все связаны со снами. А у ребенка, скажем 1,5-2 лет прикладываний может быть тоже примерно 12, только со сном связано 3-4, а остальные - кратковременные прикладывания по разным поводам.

Предлагаю всем мамам, читающим этот текст, - не считайте прикладывания, не замечайте их длительности. Прикладывайте ребенка, так часто, как он просит.

У мам, не представляющих грудное вскармливания без оглядки на часы, может создасться впечатление, что при кормлении по требованию мама ничем не может заниматься, а только кормит ребенка. Это не так. У мамы после рождения грудного малыша начинается другая жизнь, она называется жизнь с грудным ребенком. Вот и все. Ребенок находится при маме, а не мама при ребенке! Почувствуйте разницу J! Надо уметь организовать свой быт по-другому, в первые месяцы, конечно же, очень нужна помощь близких. В традиции всех народов был обычай первые 40 дней после родов отстранять женщину от любых работ по дому и хозяйству, она занималась только ребенком. У некоторых народов предметы, к которым прикасалась мама новорожденного, считались "нечистыми", поэтому маму предпочитали ограждать от остального хозяйства, выделяя ей отдельный "угол" дома, где ей никто не мешал и она никому не мешала. У славян такой ограничительный обычай назывался шестинеделькой. К 1,5-2 месяцам начинает формироваться ритм дневных снов, и у малыша появляется некое подобие "режима", мама становится более свободной.

Для мамы, не представляющей кормлений без оглядки на часы, и уверенной в том, что "правильный" ребенок, это ребенок все время тихонько лежащий в своей кроватке, кормление по требованию окажется сплошной нервотрепкой. На много легче такой маме станет, если она перестанет смотреть на часы и привяжет к себе младенца большим платком или воспользуется лоскутным держателем. Ей станет легче в том случае, если она перестанет бегать между детской и кухней, а возьмет малыша с собой на кухню и будет носить его вместе с собой по дому, в коробке, люльке, специальном креслице, если будет стараться не отложить его почаще, а взять на руки при первой возможности, откладывая малыша только в случае крайней необходимости и не на долго.

Грудное вскармливание не равносильно домашнему аресту. В условиях современного общества можно организовать выход кормящей мамы на работу примерно с 6-ти месячного возраста малыша. В случае крайней необходимости можно начать работать с 4хмесячного возраста, но, конечно же, не каждый день в неделю и не полный рабочий день. Помочь маме организовать выход на работу входит в обязанности консультанта по грудному вскармливанию.

Иногда, консультируя мам по вопросам грудного вскармливания, я предлагаю им забыть на секундочку, что живут они в 21 уже веке. Предлагаю вернуться, например, в пещеру и спрашиваю, что они будут делать, если ребенок ночью проснулся, как его успокоить? Если вы идете через лес и стараетесь не привлекать к себе внимание хищников, как сделать, что бы малыш молчал? Если ребенок хочет пить, что вы ему дадите? К чему привык младенец, за тысячи лет своего существования? К тому, что он спит на маме, пока она бредет по лесу с палкой- копалкой в поисках корешков, и просыпается тогда, когда мама останавливается. Раз мама остановилась, значит, есть время проснуться и пососать. Поэтому и сейчас ребенок хорошо спит, привязанный к маме лоскутным держателем, просыпается, когда мама, сделав несколько дел по дому, садится в кресло, что бы заняться малышом.

Какая-нибудь мама, прочитав про пещеру, разобидится, скажет, что она цивилизованное существо. Но подумайте, пожалуйста. Человечка, материнскую грудь и материнское молоко создавала эволюция в течение миллионов лет. Они созданы друг для друга. Детское питание создал прогресс и совсем недавно. Навыки материнства и грудного вскармливания утрачены нашим обществом тоже совсем недавно. Человек к искусственному вскармливанию и пустышке не приспособлен физиологически. Материнская грудь не будет образовывать достаточные количества молока при 6-7 прикладываниях младенца в сутки. Природа не знала, создавая человека, как млекопитающее существо, что наступит время, когда потребность в прикладываниях к груди будет удовлетворяться за счет каких-то пустышек и сосок.

Изменения, происходящие при формировании личности ребенка, не имевшего полноценного контакта с матерью в процессе длительного грудного вскармливания, отмечаются современными исследованиями психологов и социологов. Это изменения со знаком минус. Лучше бы их не было, этих изменений.

Грудное вскармливание важно не только для ребенка, оно важно и для матери. Во время кормления ребенка по требованию, изменяются чувства женщины, формируется более устойчивая привязанность к малышу, женщина становится более чуткой к нуждам малыша. Более глубокая привязанность и понимание сохраняются не только в младенчестве. Они сохраняются на всю жизнь. Для наглядности, представьте, что происходит с чувствами женщины, если она пытается "выдерживать" ребенка, терпит его плачь, беспокойство. Что становится с женщиной, если она использует рекомендацию из одной очень популярной книжки для родителей: " Подойдите к ребенку, если он плачет больше 15 минут"?

Если говорить абстрактными формулировками, то человечество заинтересованно в возрождении практики естественного вскармливания. Возрождение этой практики невозможно без осознания мамами истинных причин потребности ребенка в прикладывании к груди.

консультант по грудному вскармливанию
и естественному уходу за ребенком
Казакова Лилия Валентиновна

источник Mother.ru
http://www.mamochka.org/modules.php?nam … mp;sid=167

2

По требованию или по режиму?

Этот вопрос нынче является одним из наиболее спорных. Хотя на самом деле нужно ставить другой вопрос – каким образом лучше всего организовать ГВ так, чтобы соблюдалось основное правило «качества и регулярности». Вот с этой точки зрения мы и рассмотрим два наиболее известных варианта ГВ. Для начала уточним определения. Под «кормлением по требованию» будет подразумеваться прикладывание к груди при любом признаке дискомфорта у малыша. Под «кормлением по режиму» будет пониматься кормление ребёнка в ответ на проявление малышом чувства голода, при этом кормление по режиму предполагает достаточно продолжительные интервалы между кормлениями (от полутора до 5-6 часов в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей ребёнка). О кормлении строго «по часам» речи не идёт. В сознании большинства людей второй вариант и есть кормление по требованию, однако консультанты по ГВ наполнили этот термин новым смыслом, поэтому столь важным становится наше уточнение. В принципе, и тот, и другой вариант вскармливания допускают успешное соблюдение главного правила. Тем не менее, в каждом из них есть свои особенности и «подводные камни».

Кормление по требованию на первый взгляд кажется наиболее простым и естественным. И действительно, здоровый малыш достаточно быстро вырабатывает ритмы чередования «утешительных» и «питательных» прикладываний, регулярно и качественно высасывая молоко. Лактация при этом устанавливается на оптимальном уровне и гибко регулируется самим ребёнком. К сожалению, далеко не каждый малыш на это способен. Причины могут быть самыми разнообразными, но результат один – мать должна взять на себя ответственность за обеспечение полноценного питания ребёнка. Однако, приучив ребёнка брать грудь по любому поводу, мать лишает себя возможности влиять на отдельные составляющие процесса кормления. Иными словами, перед ней обнаруживается клубок из переплетённых нитей, и совершенно непонятно – какая нить куда ведёт. Для того чтобы изменить отдельный элемент, приходится оказывать влияние на всю систему. И тут консультанты по ГВ абсолютно правы – гарантировать успех можно только при комплексном воздействии: только когда все «ниточки» подтянуты до нужного уровня, может сама собой разрешиться целевая проблема. Такой подход лично мне представляется достаточно сложным и «нервоёмким», к тому же даже участие консультанта не всегда спасает.

Довольно часто (на мой взгляд), встречается ситуация, когда ребёнок прикладывается к груди по любому требованию, прикладывание правильное, продолжительность сосания не ограничена, но молока всё равно мало и больше не становится. Мне кажется, что при этом в первую очередь страдает качество опорожнения груди, и весьма вероятен следующий механизм торможения лактации. Ребёнок прикладывается к груди по причине, не связанной с голодом. Запускается окситоциновый рефлекс (прибытие молока), но высвободившееся молоко не отсасывается и остаётся в протоках. Кроме того, что это является сигналом на снижение лактации, молоко в протоках претерпевает характерные изменения – превращается в переднее молоко, обогащённое сахаром (лактозой) и бедное жирами. Несколько глотков такого молока на короткое время удовлетворяют малыша, серьёзный голод, вроде как, и не формируется. К тому же малыш привыкает к тому, что вскоре ему достанутся ещё несколько сладких глотков (это похоже на то, как дети постарше «перебиваются» конфетками и печеньем, игнорируя основную пищу). Какое-то время (его длительность зависит от гормонального фона мамы) малыш «безбедно» живёт в таком режиме питания, разве что прибавка в весе может быть маловата. А затем лактация начинает… сворачиваться. Самое время малышу начать сосать поглубже и подольше, но он к этому не привык – не получив желаемого начинает раздражаться, и если мама будет недостаточно настойчива и изобретательна – может отказаться от груди. Конечно же, до такого лучше не доводить. С одной стороны, консультанты могут помочь выработать ритмичность глубоких продолжительных сосаний с сохранением прикладываний по любому требованию. С другой стороны, мама может сама, безо всякой посторонней помощи, вовремя помочь ребёнку сформировать упорядоченное пищевое поведение. Если ребёнок прикладывается матерью к груди в ответ на проявления голода, то он будет сосать столько, сколько нужно для насыщения. Обычно это означает полное высасывание одной или двух (для детей постарше) грудей. Качественное переваривание съеденной немаленькой порции молока требует определённого времени, потому чем лучше покушал ребёнок, тем дольше он не будет тревожиться из-за голода. При таком подходе ребёнок высасывает каждый раз примерно одно и то же количество молока, поэтому чувство голода возникает достаточно регулярно. Таким образом, создаются отличные условия для выполнения главного правила. Новорожденный будет сосать достаточно часто, малыш постарше может сосать всего 5-6 раз в сутки, но лактация всё равно будет сохраняться на достаточном уровне. Примечательно, что при сформированном пищевом поведении ребёнок поддерживает сложившийся режим изо дня в день. Родителям остаётся только не мешать ребёнку своими склонностями к аритмичной жизни, а также «смягчать» влияние на ритмы ребёнка неожиданных событий. Важно, что при таком подходе матери легко оценить и заметить проблемы у ребёнка, причём идентифицировать причину неполадок бывает не так трудно – нужно просто как следует разобраться в состоянии ребёнка на данный момент, а также припомнить, что случилось накануне. При этом нет никакой необходимости делать глубокие «экскурсы в историю» - как проходила беременность и роды, были ли погрешности ухода в прошлом месяце и т.п. И ещё раз подчеркну – при кормлении по режиму нет объективных предпосылок для раннего прекращения лактации. Утверждения консультантов, что режим – основная причина проблем при грудном вскармливании, могут касаться либо тех случаев, когда режим устанавливается без учёта индивидуальных особенностей ребёнка, и мать ориентируется на книжные усреднённые нормы, либо когда сложившийся режим характеризуется серьёзной нерегулярностью кормлений.

У сторонников кормления по требованию есть и другие аргументы против более упорядоченного кормления. Во-первых, утверждается, что поскольку плод в утробе матери получает питание в непрерывном режиме, то и кормление родившегося ребёнка должно быть максимально к этому приближено. Во-вторых, полученные недавно данные о том, что грудное молоко находится в желудке ребёнка очень непродолжительное время, а затем переходит дальше в кишечник, истолковываются также как подтверждение допустимости непрерывного поступления пищи в пищеварительный тракт ребёнка. При этом утверждения педиатров о «смешении старого молока с новым» трактуется исключительно как невежественная байка, не дающая никаких оснований для введения режима кормлений. Мне же представляется, что истина, как всегда, посередине. Действительно, для новорожденных предпочтительно получать питательные вещества постоянно, поэтому они склонны питаться часто и равномерно. Однако уже к двум-трём неделям жизни пищеварительный тракт малышей начинает проявлять некоторую периодичность в своей работе. Появляется дискретность в переваривании пищи – в каждом отделе пища должна обработаться в течение некоторого времени, и лишь затем переходить дальше. Акт кормления служит как бы сигналом «передвинуться по цепочке» (а тот, что с краю – идёт на выход). Если кормление осуществляется «вовремя», то передвижение пищи идёт последовательно, без смешений и недопереработки, и это «вовремя» весьма индивидуально. Сразу отмечу, что есть малыши, которые способны питаться беспорядочно и не испытывают никаких неприятных ощущений. Мы же поговорим о тех, у кого имеет место та или иная степень незрелости физиологических систем, задействованных в осуществлении питания. Остановлюсь на двух наиболее распространённых проблемах. Первая – это незрелость пищеварительных ферментов. Недостаточность и малая активность ферментов имеет место у всех детишек – потому и нужно удивительное по своим свойствам (в том числе обладающее способностью к самоперевариванию) мамино молочко. Но некоторые не могут справиться даже с молочком, например с его сахаром – лактозой. Нерасщеплённый молочный сахар становится пищей для бактерий, в кишечнике возникает брожение с образованием дискомфортных для малыша газов, ухудшением усвоения питательных веществ, увеличением токсической нагрузки на печень и почки. Вторая проблема – это незрелость и нескоординированность нервной регуляции активности пищеварительной системы. Несовершенство нервной регуляции пищеварения, как правило, проявляется в виде срыгиваний и колик (вечернего плача). Срыгивания полупереваренным молоком наглядно демонстрируют, что пища у ребёнка продвигается не только «туда», но и «обратно». Естественный порядок прохождения пищи через пищеварительный тракт особенно легко нарушается у детей с поражениями центральной нервной системы (недоношенность, осложнённая беременность, проблемы в родах и т.п.), поэтому выраженные колики и срыгивания являются поводом к посещению невропатолога и специфическому лечению. Тем не менее, выработка режима питания позволяет существенно уменьшить проявления как ферментативной недостаточности (создавая условия для более полного переваривания пищи), так и несовершенства нервной регуляции (препятствуя обратному ходу и смешению порций молока). Опытным путём можно установить оптимальный для ребёнка интервал между кормлениями, при котором у ребёнка в животике не будут возникать «бури». Педиатры рекомендуют интервалы в два часа и более. Мой опыт с этими рекомендациями вполне согласуется.

Собственно в наличии или отсутствии «непищевых» прикладываний и заключается разница между кормлением по требованию и по режиму. Сторонники кормления по требованию утверждают, что только в случае прикладываний ребёнка к груди «по каждому писку» у малыша сформируется базовое доверие к матери. Однако это утверждение никем не доказано. Мне представляется предпочтительным такой подход, когда мать старается реагировать на запросы ребёнка специфически и адекватно, способствуя тем самым раннему усвоению малышом особенностей функционирования его физиологических систем. Иначе говоря, матери желательно как можно раньше научиться различать состояния малыша (голод, температурный дискомфорт, усталость, перевозбуждение, потребность пописать или покакать, скуку и т.д. и т.п.) и соответствующим образом реагировать – например, не пытаясь развлечь ребёнка предложением пососать титю. Мне кажется, что базовое доверие малыша от этого скорее укрепится, нежели ослабеет. Да и в отдалённой перспективе способность осознавать свои потребности и реагировать на них специфически-конструктивно принесёт подрастающему человеку много пользы. Впрочем, прямые доказательства этому тоже вряд ли удастся найти.

Подведём итог. Кормление по индивидуально подобранному режиму, как минимум, не хуже кормления по требованию в плане эффективности поддержания лактации. В некоторых случаях именно упорядочивание питания позволяет обеспечить ребёнку комфортное состояние. Кормление по режиму легче проконтролировать и проще осуществить коррекцию нежелательных тенденций, при этом в большинстве случаев мать в состоянии справиться сама. Кроме того, хочется добавить, что упорядочивание питания малыша существенно облегчает жизнь семьи в целом. Становится возможным планирование и координирование активности родителей и других детей (особенно это важно в зимнее время), легче осуществляется «встраивание» в повседневный обиход прогулок, купания, проведения реабилитационных мероприятий, общения с родственниками и т.п.

Н.В.,
биолог, мать двоих детей
http://www.materinstvo.ru/mother/mamma/nv2.shtml

3

Везде пишется, что ночное кормление очень важно для малыша.Но дело в том что у меня ребёнок всю ночь спит.Если точнее то примерно с 00 часов до 6 утра.Как поступать в такой ситуации?

4

Я бы не будила. Мне кажется, крепкая нервная система важнее, чем ночные кормления. Ведь в 11-12 вечера - это тоже ночное кормление.

5

Моему сыну сейчас чуть меньше полутора лет, но я до сих пор его кормлю по требованию. И как "успокоительное" тоже даю грудь. Итог - ребёнок довольно спокойный и никогда не болел (ттт).