Азы православия
Как-то раз мне пришлось помогать батюшке во время Крещения. Когда таинство закончилось и мы уже собрались уходить , в крестильный домик вошла женщина с маленьким мальчиком, сопровождаемая мужчиной с восточными чертами лица.
Женщина стала просить окрестить её сына,говоря,что сегодня они уезжают из города. Мужчина же отрекомендовался крестным отцом.
" Есть ли на вас нательный крестик?" - спросил у него священник. " А зачем?"-ответил то вопросом. " Как это -зачем? Ведь вы православный человек?" - "Нет, я мусульманин",- последовал неожиданный ответ.
Этот анекдотический эпизот наглядно показывает, как несерьёзно люди подходят к избрантю крестных родителей. Огромное большинство " кумов " не соответствуют минимальным требованиям Церкви: не знают ни одной молитвы, не читали Евангелие, не умеют правилно перекреститься, не носят креста на груди. Иные крестные отцы считают своим долгом перед приходом в храм " принять для храбрости", Крестные матери порой бывают нескромно одеты, с обильной косметикой.И практичкски никто не знает , кто такие крестные, для чего они нужны и в чем их обязанности.
По традиции Церкви младенца следует крестить на восьмой или на сороковой день жизни.Понятно, что в таком возрасте требовать от него веры и покаяния - двух главных условий соединения с Богом, нельзя. Поэтому с древних времен появились "крестные" - люди ,за веру которых крестят младенцев ( попутно следует заметить, что при крещении взрослых старше 18 лет крестные не нужны).
Крестным может быть только по-православному верующий человек, способный дать отчкт в своей вере. Собственно мальчику нужен только крестный отец, а девочке - только крестная мать . Но по древней русской традиции приглашают и того, и другого. Родители не могут быть крестными своего ребенка ; муж и жена - крестными одного младенца. Бабушки, дедушки, братья и сестры вполне годятся в крестные родители.
После погружения младенца в купель крещения крестный принимает его из рук священника . Отсюда славянское название - восприемник. Тем самым он на всю жизнь берет на себя обязанность воспитывать ребенка в православном духе, и ответ за это воспитание будет давать на Страшном Суде.
Крестные родители всегда, до конца своих дней, молятся за крестников, научают их вере и благочестию, приобщают к таинствам. Связь между восприемниками и их чадами вечная и более глубокая, чем у родителей по плоти. От тщательного исполнения обязанностей крестного зависит участь и его самого, и воспринятого от купели младенца.
К.Слепин.
Издательство "САТИСЪ"