РЕМБРАНТ Хармес ван Рейн - (1606-1669), величайший голландский художник. Родился в Лейдене, в семье зажиточного владельца мельницей.Учился в латинской школе, окончил Лейденский университет.1625-1632 - Лейденский период творчества Рембранта. Это время становления художника, наибольшего увлечения Караваджо. Это период первого обращения к офорту. В 1632 г. Рембрант уезжает в Амстердам, центр художественной культуры Голландии.В 1634 г. художник женится на Саскии ван Эйленборх - и попадает в патрицианские круги. Начинается самый счастливый период его жизни. Он становится знаменитым и модным художником.Работы этого периода пронизаны откровенной радостью жизни, ликованием.Светотеневая моделировка становится одним из главных выразительных средств в рембрантовской живописи. "Феерический", "сказочный мир...". Язык барокко наиболее близок выражению этого приподнятого настроения.40-50-е годы - пора творческой зрелости Рембранта. Изменилась не только внешняя жизнь Рембранта, изменился он сам. В 1642 году умирает Саския, происходит разрыв с патрицианскими кругами. "Ночной дозор" (1642, Амстердам) - вызвала протесты заказчиков, не принявших основную идею мастера - Рембрант отошел от привычной композиции группового портрета - изображения пирушки, во время которой происходит "представление" каждого из портретируемых. Он расширил рамки жанра, представив скорее историческую картину. Групповой портрет под кистью Рембранта перерос в героический образ эпохи и общества. Середина XVII века - это время сложения его творческой системы, из которой многое уйдет в прошлое, и будут обретены иные, неоценимые качества. Он часто обращается к прежним произведениям ("Даная" 1636 г.). В этой картине он как бы вступает в полемику с мастерами Возрождения: обнаженную фигуру Данаи, далекую от классических идеалов, он выполнил со смелой реалистической непосредственностью, а чувственно-телесной, идеальной красоте образов итальянских мастеров противопоставил красоту духовности и теплоты интимного человеческого чувства. Изменилась и манера письма: смелое, свободное. Огромную роль играет свет: световой поток как бы окутывает фигуру Данаи, она вся светится любовью и счастьем, этот свет воспринимается как выражение человеческого чувства. В древнегреческой мифологии Даная - дочь аргосского царя Акрисия (Аргос - город в Древней Греции на полуострове Пелоппонес), который получив предсказание, что погибнет от руки внука, запер ее в медной башне. Но бог Зевс, влюбленный в Данаю, превратился в золотой дождь и проник в ее покои. Первоначально Рембрант написал золотой дождь в виде сверкающих капель. Однако позднее художник заменил их потоком света, который льется из глубины. Много раз Рембрант переделывал эту работу. В 1772 г. прославленный шедевр был приобретен в Париже для Екатерины II. В 1985 году картина пострадала от рук маньяка, который разрезал полотно и облил его кислотой. Реставраторы сделали все возможное, чтобы возвратить ее ценителям искусства. В период творческой зрелости, наполненной для Рембранта тяжкими жизненными испытаниями, он все чаще обращается к жанру портрета, изображая наиболее близких людей (вторую жену Хендрикье Стоффельс, 1656 г., сына Титуса, 1657). Возможно, лучший из портретов Рембранта - "Портрет Яна Сикса" (1654). Прочно стоящая фигура Сикса, одного из друзей Рембранта, ученого, поэта освещена холодноватым рассеянным светом. Одухотворенное лицо спокойно и открыто. Его костюм удобен и элегантен. Особую живость образу придает жест руки, надевающей перчатку. Художники, глубоко чувствовавшие духовное в человеке, не раз создавали образы прекрасной старости - мудрой и возвышенной, он же изображал часто суровые, усталые лица бедняков, "согбенных" стариков и старух, слепых и увечных, но людей достойных, как мудрецов и царей. В этих портретах бездонность терпеливых, кротких, мудрых душ, проживших много жизней. У Рембранта в его портретах духовное и чувственное начала воссоединяются в просветленной человечности. Рембрант сосредоточивает внимание на лице и руках, выхваченных из темноты мягким рассеянным светом, едва уловимая мимика лица отражает сложное движение мыслей и чувств. Его цвет "светозарен" потому что свет и цвет едины, его краски излучают свет. Это сложное взаимодействие света и цвета не самоцель, им создается определенная эмоциональная среда и психологическая характеристика образа. В 1656 году Рембрант был объявлен несостоятельным должником, все его имущество было продано с аукциона. Он переселился в еврейский квартал Амстердама. В эти годы его поддержали верная Хендрикье и Титус, который начал торговать произведениями искусства. Мир мыслей и переживаний Рембранта в эту тяжелую пору раскрывается в портретах. Рембрант умел создавать "портрет-биографию". Наибольшей тонкости характеристик он достиг в автопортретах. Автопортретов дошло до нас около ста. Рисунков Рембрант оставил более двух тысяч. Автопортрет, который находится в Кельне, 1669 года самый поразительный. Здесь Рембрант выглядит старше своих шестидесяти лет, голова замотана, лицо морщинистое, на старческом лице - гримаса смеха. Рембрант смеется. Золотой свет озаряет торжественную и язвительную улыбку над старостью, бедностью, утратами и близостью смерти. Эпилогом творчества Рембранта можно считать картину "Возвращение блудного сына" (1668-1669 гг.). Эта картина - его главный шедевр, где с большой полнотой проявилась "эпическая высота" и живописное мастерство художника. Сюжет библейской притчи о беспутном сыне, после многих скитаний возвратившемся в отчий дом, привлекал Рембранта давно. Им было сделано много офортов и рисунков. В этой группе - в фигуре упавшего на колени сына и возложившего руки на его голову старца - предельная напряженность чувств, душевное потрясение, счастье возвращения и обретения, бездонная родительская любовь, но и горечь разочарований, потерь, унижений, стыда и раскаяния.Эта "всечеловечность" делает сцену понятной разным людям всех времен и сообщает ей бессмертие.Скульптурно-выразительные позы, скупые жесты, эмоциональный строй колорита, ярко вспыхивающего в центре картины и гаснущего в затененном пространстве фона, здесь особенно поражает. От оранжево-красных тонов фона - это все единый, живописный поток, воспринимающийся как выражение единого чувства. В последнее десятилетие жизни кисть Рембранта творила чудеса. Но самое сильное, самое неповторимое "рембрантовское" из средств его живописи - светотень. "Эта теневая среда, воздушная, пронизанная какими-то блуждающими огнями, отблесками, производит впечатление не только пространственной глубины, но как будто бы и глубины времени". В старости Рембранта преследовали утраты: ушла в 1663 году умерла Хендрикье Стоффельс, в 1668 г. умер двадцатисемилетний Титус. Умер Рембрант в 1669 году практически забытый всеми и в сильной нужде. Место его захоронения точно неизвестно - известно только, что он похоронен на амстердамском кладбище в Вестеркерке.
Abraham en Isaak
Allegorisch musicerend gezelschap – 1626
Christus in de storm op het meer van Galilea 1633
Danae
David and Jonathan
De ontvoering van Europa – 1632
De verloochening van Petrus – 1660
Dode pauwen
Het feestmaal van Belsazar - ca. 1635
Het joodse bruidje
Holy Family
Jan Six
Jozef wordt beschuldigd door Potifars vrouw
Landschap met stenen brug
Portrait of an Old Man
Profetes Anna
Saskia als Flora - ca. 1634-35
The Anatomy Lecture of Dr. Nicolaes Tulp
The Archangel Leaving the Family of Tobias
The Blinding of Samson
The Mennonite Minister Cornelis Claesz. Anslo in Conversation with his Wife, Aaltje
The Mill
The Syndics of the Clothmaker's Guild (The Staalmeesters)
Tobias en Anna – 1626
Vlucht naar Egypte – 1625
Vrouw met oorbellen – 1657
Zelfportret Rembrandt 1639 (ets)
Возвращение Блудного Сына 1669
Ночной дозор 1642
Святое семейство с ангелами 1645