Я верующая, но совершенно неискушённая в том, как надлежит правильно молиться и совершать обряды. Недавно мама, постоянно посещающая храм, подарила мне книжечку с акафистом Пресвятой Богородице в честь иконы Её Иверской и сказала, что было бы хорошо, если бы я читала его ежедневно в течение 40 дней. Кто-то ей сказал, что это очень полезно для души и может оказать помощь в разрешении различных проблем. Я прекрасно понимаю, что читать акафист с расчётом получить за это помощь и поддержку свыше и смешно, и грешно. Но, тем не менее, читать стала. Отчасти из-за мамы, которая очень переживает, что я, будучи православной, молитв не читаю и в храм не хожу, отчасти оттого, что действительно надеялась получить хотя бы душевное облегчение в нелёгкий период своей жизни, да и просто потому, что надо же когда-то начинать. Пусть так. И вот читаю я его ежедневно скоро как месяц, но при этом часто задаюсь вопросом: а стоит ли так поступать? Кроме того, часто встречаю на православных Интернет-ресурсах рассуждения верующих о том, что акафисты читаются не абы как, а в особых случаях, либо по душевной потребности. Всё осложняется тем, что в момент, когда должно было решиться крайне важное для меня дело, я словно впала в искушение - читаю акафист, а мысли витают (вот ещё грех-то!), и вспомнились мне эти 40 дней. Не удержалась и ни с того ни с сего думаю: «Господи, да если всё решится положительно, так я ещё сорок готова его читать. Вот тебе и смешно, и грешно. Словно обещание дала. Как неприемлю такой «практический» подход в отношениях с Господом, а сама-то... Вот уж воистину все мы в трудностях проверяемся. Меж тем дело решилось в мою пользу, акафист я продолжаю читать, но сомнения одолевают: не совершаю ли ещё больший грех с таким-то подходом? Но обещания надо выполнять. А как наша Церковь относится к обетам Господу? И вообще, стоит ли читать акафист ежедневно?
Отвечает иеромонах Нектарий, настоятель Архиерейского храма
в честь иконы Божией Матери "Утоли моя печали".
Самый прямой путь к тому, чтобы узнать и понять церковную жизнь,- начать ею жить. Начать посещать храм регулярно, по субботам и воскресеньям, и праздничным дням, а не только тогда, когда появляется такое желание. Безусловно, первоначально будет многое непонятно. Но священник - тот человек, который может ответить на все Ваши вопросы, хотя, конечно, и не единовременно. Как «подойти» к священнику? Просто подойти и сказать, что у Вас много вопросов и недоумений, и потому Вы просите его уделить Вам время для беседы. Или же, что еще лучше, сделать это во время исповеди.
Кроме того, в наше время по милости Божией выходит очень много книг, которые дают каждому верующему человеку превосходную возможность для самообразования. Хорошо, когда чтением (особенно на первых порах) руководит священник, у которого Вы будете исповедоваться, но даже если Вы спросите за свечным ящиком или в церковном магазине, что бы Вам могли порекомендовать как человеку, начинающему церковную жизнь, то, думаю, Вам помогут подобрать те книги, которые окажутся для Вас в это время полезными.
Я бы посоветовал Вам начать с таких книг, как «Письма» архимандрита Иоанна (Крестьянкина), «Записи» священника Александра Ельчанинова, «Грех и покаяние последних времен» архимандрита Лазаря (Абашидзе), «Слова» (1, 2, 3, 4 тома) старца Паисия Афонского. Они есть и в электронных православных библиотеках в сети.
Что же касается молитвы, то первое, с чего нужно начинать, это утреннее и вечернее молитвенное правило, которое помещено практически во всех издающихся сегодня молитвословах. К нему нужно добавить чтение Евангелия - хотя бы по одной главе в день. То, что Вы читаете акафист Иверской иконе Божией Матери, хорошо. Действительно не должно быть корыстного расчета: «я прочту, а мне за это…». Вы совершаете молитвенный труд и доказываете таким образом, что на самом деле ищете милости Божией и готовы хотя бы что-то от себя приложить, чтобы ее сподобиться. Но не «требуете» чего-то определенного, а доверяетесь Богу, оставляете на Его усмотрение: исполнить Ваше желание или распорядиться обстоятельствами иначе.- Такое отношение будет правильным. Если «пообещали» читать акафист еще какой-то определенный срок и получили ответ в виде исполнения прошения, то обещание сдержите. А постоянно читать акафист все-таки не надо.
Церковь знает традицию давать Богу обеты. И многие наши благочестивые предки подобные обеты давали. Но опыт нашего времени показывает, что лучше не обещать - мы слишком слабы и слишком часто обманываем Бога,- а просто стараться делать то, что подсказывает совесть, прося в этом помощи у Господа.