последние 30 сообщений Сделать стартовой Добавить в Избранное

*сНежный форум* - территория отдыха для всей семьи!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Евхаристия.

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Я верующая, но совершенно неискушённая в том, как надлежит правильно молиться и совершать обряды. Недавно мама, постоянно посещающая храм, подарила мне книжечку с акафистом Пресвятой Богородице в честь иконы Её Иверской и сказала, что было бы хорошо, если бы я читала его ежедневно в течение 40 дней. Кто-то ей сказал, что это очень полезно для души и может оказать помощь в разрешении различных проблем. Я прекрасно понимаю, что читать акафист с расчётом получить за это помощь и поддержку свыше и смешно, и грешно. Но, тем не менее, читать стала. Отчасти из-за мамы, которая очень переживает, что я, будучи православной, молитв не читаю и в храм не хожу, отчасти оттого, что действительно надеялась получить хотя бы душевное облегчение в нелёгкий период своей жизни, да и просто потому, что надо же когда-то начинать. Пусть так. И вот читаю я его ежедневно скоро как месяц, но при этом часто задаюсь вопросом: а стоит ли так поступать? Кроме того, часто встречаю на православных Интернет-ресурсах рассуждения верующих о том, что акафисты читаются не абы как, а в особых случаях, либо по душевной потребности. Всё осложняется тем, что в момент, когда должно было решиться крайне важное для меня дело, я словно впала в искушение - читаю акафист, а мысли витают (вот ещё грех-то!), и вспомнились мне эти 40 дней. Не удержалась и ни с того ни с сего думаю: «Господи, да если всё решится положительно, так я ещё сорок готова его читать. Вот тебе и смешно, и грешно. Словно обещание дала. Как неприемлю такой «практический» подход в отношениях с Господом, а сама-то... Вот уж воистину все мы в трудностях проверяемся. Меж тем дело решилось в мою пользу, акафист я продолжаю читать, но сомнения одолевают: не совершаю ли ещё больший грех с таким-то подходом? Но обещания надо выполнять. А как наша Церковь относится к обетам Господу? И вообще, стоит ли читать акафист ежедневно?

Отвечает иеромонах Нектарий, настоятель Архиерейского храма
в честь иконы Божией Матери "Утоли моя печали".

Самый прямой путь к тому, чтобы узнать и понять церковную жизнь,- начать ею жить. Начать посещать храм регулярно, по субботам и воскресеньям, и праздничным дням, а не только тогда, когда появляется такое желание. Безусловно, первоначально будет многое непонятно. Но священник - тот человек, который может ответить на все Ваши вопросы, хотя, конечно, и не единовременно. Как «подойти» к священнику? Просто подойти и сказать, что у Вас много вопросов и недоумений, и потому Вы просите его уделить Вам время для беседы. Или же, что еще лучше, сделать это во время исповеди.

Кроме того, в наше время по милости Божией выходит очень много книг, которые дают каждому верующему человеку превосходную возможность для самообразования. Хорошо, когда чтением (особенно на первых порах) руководит священник, у которого Вы будете исповедоваться, но даже если Вы спросите за свечным ящиком или в церковном магазине, что бы Вам могли порекомендовать как человеку, начинающему церковную жизнь, то, думаю, Вам помогут подобрать те книги, которые окажутся для Вас в это время полезными.

Я бы посоветовал Вам начать с таких книг, как «Письма» архимандрита Иоанна (Крестьянкина), «Записи» священника Александра Ельчанинова, «Грех и покаяние последних времен» архимандрита Лазаря (Абашидзе), «Слова» (1, 2, 3, 4 тома) старца Паисия Афонского. Они есть и в электронных православных библиотеках в сети.

Что же касается молитвы, то первое, с чего нужно начинать, это утреннее и вечернее молитвенное правило, которое помещено практически во всех издающихся сегодня молитвословах. К нему нужно добавить чтение Евангелия - хотя бы по одной главе в день. То, что Вы читаете акафист Иверской иконе Божией Матери, хорошо. Действительно не должно быть корыстного расчета: «я прочту, а мне за это…». Вы совершаете молитвенный труд и доказываете таким образом, что на самом деле ищете милости Божией и готовы хотя бы что-то от себя приложить, чтобы ее сподобиться. Но не «требуете» чего-то определенного, а доверяетесь Богу, оставляете на Его усмотрение: исполнить Ваше желание или распорядиться обстоятельствами иначе.- Такое отношение будет правильным. Если «пообещали» читать акафист еще какой-то определенный срок и получили ответ в виде исполнения прошения, то обещание сдержите. А постоянно читать акафист все-таки не надо.

Церковь знает традицию давать Богу обеты. И многие наши благочестивые предки подобные обеты давали. Но опыт нашего времени показывает, что лучше не обещать - мы слишком слабы и слишком часто обманываем Бога,- а просто стараться делать то, что подсказывает совесть, прося в этом помощи у Господа.

2

Прот. Всеволод Шпиллер (1902-1984)
Христос посреди нас
(из цикла бесед о Евхаристии)

Самое важное место среди всех богослужений, совершаемых в Церкви, занимает служба, которую мы называем Литургией. Литургия — слово греческое. Оно значит общее служение. Иногда им обозначалось служение ближним, благотворительность, иногда — служение при алтаре.
Богослужения имеют целью сблизить нас с Богом, приблизить к Нему в молитве. Но высшее проявление близости, присутствие Господа среди верующих, «обожение» человека и природы осуществляется в таинстве Евхаристии — в этом центре жизни Церкви.
Евхаристия была установлена Самим Господом Иисусом Христом во время устроенной Им Тайной вечери. Иисус Христос собрал Своих учеников в тот вечер, когда должен был быть и был предан на страдания, муки, распятие и смерть. Он собрал Своих учеников как глава, как старший, хотя по возрасту им не был. Он совершил вечерю точно по образцу, по которому было принято это в народе во времена ветхозаветной Церкви, но только с одной особенностью: когда Он преломил Хлеб, когда поднял Чашу, прочитав особые благодарственные молитвы Богу за все, Он сказал ученикам: «Вот это творите в Мое воспоминание. Хлеб — это Мое Тело, и это Вино — Моя кровь. Когда будете вспоминать Меня таким образом, то будете от Моего Тела есть и от Моей Крови пить. И тот, кто будет это делать, будет пребывать во Мне, и Я буду пребывать в нем всегда».
Во время Евхаристии мы вспоминаем все, что было со Христом: Его воплощение, всю Его жизнь, Голгофу, воскресение и вознесение. Но когда мы это все вспоминаем в символах на Божественной Литургии, тогда это совершается вновь! «Отец Мой доныне делает, и Я делаю» (Ин. 5, 17), и это делание не прекращается никогда. Тайна, таинство Святой Евхаристии в том-то и заключается, что тут не одни наши с вами воспоминания.
Литургия дает реальное, действительное с Богом общение, освящающее каждого ее участника, так как за каждой Литургией происходит, исполненное глубокой тайны, преложение принесенных в алтарь хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы. И причащаясь Самого Тела и Самой Крови Христовой, каждый верующий реально, действительно, а не только мысленно или в воображении соединяется в этот момент с Самим Богом. Во время Литургии присутствие Божие среди людей по данному Богом обетованию осуществляет самое полное освящение человека.
Тут происходит особенное действие Божие, которое вводит в этот мир Божественную силу, и к этой силе приобщается каждый из нас, эта сила входит в наши сердца и потом через нас и с нами действует во всем, что мы делаем. Та сила Божия придает тому, что вы делаете, каким бы это дело ни казалось ничтожно маленьким, огромный смысл, глубину, в этом духовное значение Православия. Через все то, что делает христианин в этом мире, участвующий в Евхаристии достойно, идет в мир сила Божия, мир преображающая, мир освящающая, переделывающая, несмотря на то, что мир этого не понимает. Мир об этом даже и не знает. Вот что такое Евхаристия! Вот почему с самых первых времен Евхаристия — жертва благодарения, преломление хлеба — является центральным фактом в жизни христиан.
Евхаристия есть высшее выражение единения христиан, жизни Единого тела, Единой Святой Церкви Христовой. Таинство — источник этого единения. Мы — одно Тело, Его Тело. Мы все — одно: и живые, и мертвые. «Нас всех, — читает священник в алтаре, — от единого Хлеба и Чаши причащающихся соедини друг ко другу». Всех стоящих здесь, живых и умерших, Церковь земную и Церковь прославленную, «имеющу Одну Главу».
От скудости, от нищеты, от мрака моего бедного «я» я прихожу к Божественному Таинству и свету. «Вниде свет Твой и просвети тьму мою». Живя еще здесь, на земле, мы в эти моменты вступаем уже в Его благодатную жизнь, так как Он приходит к нам и «творит у нас обитель свою» (Ин, 14, 23).
Во время Евхаристии происходит самое главное, самое важное — Христос оказывается между нами. «Там, где двое или трое собрались во имя Мое (и именно так собрались, как собираются христиане во время Евхаристии), там Я — посреди них». Там Христос посреди нас со всей силой Своей состраждущей любви, способной каждому из нас дать решительно все, что нам нужно и для того, чтобы семя слова Божия, которое попадает в нашу душу, когда мы слышим благовестие — евангельскую весть, — не пропадало даром, но могло возрасти в каждом сердце.
Среди господства стихий мира сего Таинство Евхаристии — Божественная Литургия — есть предвосхищение иной жизни, иного Царства — «идеже — свет лица Божия». Евхаристия есть звено, соединяющее настоящее с грядущим, состояние нынешнее со славой грядущего Преображения.
В Евхаристии время исчезает, время входит в вечность. И мы принадлежим вечности и в ней участвуем. Потому что все то, что мы вспоминаем как бывшее: был выход на проповедь Иисуса Христа, была Тайная Вечеря — это все для нашего ума, — БЫЛО, а в Боге это — ЕСТЬ. Все, что было, то и есть. Умом понять это невозможно.
Смерть Иисуса Христа — это жертва. Тут и смерть, и воскресение, и вознесение. Это все было и есть. Для нас — еще будет, а для Господа — уже есть. А что будет? Наша собственная смерть, наше собственное воскресение, наше собственное вознесение. А оно уже... есть. Мы — в прошлом, настоящем и будущем во время Литургии. И это не представление, не фантазия, не мысли, так есть на самом деле. Вот что такое Таинство Евхаристии.

Отредактировано svs173m (2006-05-03 02:26:06)