«Весь город гудит как улей! Вы тут сидите, а там… Девушка застыла с иконой в руках, как вкопанная! Говорят, её Бог наказал!» - доктор Анна задыхалась от волнения.

50 лет назад в Самаре случилось нечто - 18-летняя девушка Зоя внезапно окаменела, «танцуя с иконой Николая Угодника». Удивительно, но эта история будоражит многих и сегодня, неся за собой шлейф вопросов, самый простой из которых: это быль или небыль? Самый сложный из них: в чём высший смысл «ужасающих и таинственных происшествий»?
Иглы шприцев в тело не входили


О ТОМ, что факт окаменения девушки был, есть свидетельства очевидцев тех дней, документы партийных заседаний. «Это не сказка, а быль с бесконечным продолжением, - говорит Антон Жоголев, редактор самарской православной газеты «Благовест», автор книги о Зое, который в течение многих лет занимался «расследованием» этого случая. - Есть свидетели, некоторые живы до сих пор. А уже сюжет люди достроили на интуиции».

Итак, исходя из сюжета, это чрезвычайное и загадочное событие произошло 31 декабря 1956 года в доме 84 по улице Чкалова. В нём жила обычная женщина Клавдия Болонкина, сын которой надумал пригласить в новогоднюю ночь своих друзей. Среди приглашённых была девушка Зоя, с которой Николай незадолго до этого начал встречаться.

...Все подруги - с кавалерами, а Зоя всё сидела одна, Коля задерживался. Когда начались танцы, она заявила: «Если нет моего Николая, буду с Николой Угодником танцевать!» И направилась к углу, где висели иконы. Друзья ужаснулись: «Зоя, это грех», но она сказала: «Если есть Бог, пусть он меня накажет!» Взяла икону, прижала к груди. Вошла в круг танцующих и вдруг застыла, словно вросла в пол. Её невозможно было сдвинуть с места, а икону нельзя было взять из рук - она будто приклеилась намертво. Внешних признаков жизни девушка не подавала. Но в области сердца был слышен едва уловимый стук.

Врач «скорой» Анна пыталась оживить Зою. Родная сестра Анны, Нина Павловна Калашникова, и сейчас жива, мне удалось с ней поговорить.

- Она прибежала домой взбудораженная. И хотя милиция взяла с неё подписку о неразглашении, всё рассказала. И о том, как она пробовала делать девушке уколы, но это оказалось невозможно. Тело Зои было таким твёрдым, что иглы шприцев в него не входили, ломались...

О происшествии немедленно стало известно правоохранительным органам Самары. Так как это было связано с религией, делу дали статус чрезвычайного, к дому отправили наряд милиции, чтобы не пускать внутрь зевак. Волноваться было о чём. К третьему дню стояния Зои все улицы рядом с домом были запружены тысячами людей. Девушку прозвали «Зоя каменная».

В дом к «каменной Зое» всё же пришлось приглашать священнослужителей, ибо приближаться к ней, держащей икону, милиционеры боялись. Но никому из батюшек не удавалось что-то изменить, пока не пришёл иеромонах Серафим (Полоз). Говорят, он был настолько светел душой и добр, что даже обладал даром предсказания. Он и смог забрать икону из застывших рук Зои, после чего предрёк, что её «стояние» закончится в день Пасхи. Так оно и вышло. Говорят, что Полоза после этого власти просили отказаться от причастности к делу Зои, но он отверг предложение. Тогда ему сфабриковали статью о мужеложстве и отправили отбывать срок. После освобождения в Самару он не вернулся...

128 дней без еды и воды

   КАК гласят народные рассказы, телом Зоя ожила, но рассудок её уже не был прежним. В первые дни она всё кричала: «В грехах земля погибает! Молитесь, веруйте!» С научной и медицинской точки зрения трудно представить, как организм молодой девушки мог продержаться 128 дней без еды и воды. Столичные учёные, приезжавшие в ту пору в Самару ради такого сверхъестественного случая, так и не смогли определить «диагноз», который поначалу приняли за некий вид столбняка.

...Как оказалось, случай с Зоей - не единственный. Например, в деревне Зуевка под Тольятти до недавнего времени жила Марина Ильинична Курбатова, с которой в 1932 году, когда ей было 15 лет, случилось нечто похожее, и она всю жизнь потом об этом помнила. Застыла она в огороде и пробыла в окаменении почти полгода, после чего прожила всю жизнь вместе с сестрой, страдая небольшим расстройством рассудка. С ней и её сестрой встречалась Татьяна Трубина, соавтор Жоголева по книге.

...Дом, где всё случилось, стоит до сих пор и стал местом паломничества для любопытствующих со всей страны. Хозяйка его давно продала. Может, конечно, совпадение какое, но снимает этот дом парень по имени... Николай, который, расплываясь в пьяной улыбке, рассказал, что и сына своего Колькой назвал - в честь Николая Чудотворца. В скором времени дом должны снести, а на его месте Самарская епархия собралась возводить небольшую часовню.

После случая с Зоей, как свидетельствуют её современники, народ массово потянулся в церкви и храмы. Люди скупали кресты, свечи, иконы. Кто не был крещён, крестился... Только ведь известно: от испуга изменение в сознании и сердце наступает в исключительных случаях. Как правило, «хорошим» человек становится лишь на время. Чтобы глубоко прочувствовать суть всего духовного и настоящего, раскрыть сердце добру и любви, требуется работа души. И религиозные, как и любые внешние атрибуты тут ни при чём.

Поэтому, говорим мы о Зое или о каком другом персонаже, с которым случилось что-то из ряда вон, вопрос напрашивается следующий: почему нам, для того чтобы обрести веру, обратить внимание на себя, свои поступки, собственную жизнь, требуются драмы, трагедии или чудеса и мистика? Пока гром не грянет, мужик не перекрестится?

Комментарий священника Иоанна ГОРЮНОВА:

- Болезнь, недуг, пусть даже из ряда вон выходящий, или несчастье какое - это вразумление Божье. Чаще всего случившееся - закономерное следствие греховного поведения. Это призыв задуматься о том, что в нашей жизни не так.

Ольга РЯБИНИНА

"Аргументы и факты", 9 августа 2006 г.